Местная профилактика стоматологических заболеваний в истории цивилизации

Во все периоды истории человечества здоровье зубов и десен неоспоримо связывалось с гигиеной полости рта. Именно она с древних времен была первым и ведущим звеном местной профилактики стоматологических заболеваний. Пожалуй, первыми приспособлениями по уходу за зубами следует считать веточки деревьев, найденные при раскопках захоронений в древней Этрурии и Египте, с помощью которых удалялся зубной налет. Первая специально изготовленная зубочистка из золота была обнаружена в Шумере и датирована 3000 г. до н. э. Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты. Относительно регулярная практика гигиены полости рта известна со времен Древней Греции. Ученик Аристотеля Теофраст (умер в 287 г. до н. э.) свидетельствовал о том, что у греков считалось достоинством иметь белые зубы и часто чистить их. В письмах греческого философа Альцифрона, жившего во II веке до н. э., встречается упоминание о распространенном в то время средстве гигиены – зубочистке. Но все же регулярный уход за полостью рта не был распространен, пока Греция не стала провинцией Рима. Под римским влиянием греки научились использовать для чистки зубов такие материалы, как тальк, пемзу, гипс, коралловый и корундовый порошок, железную ржавчину. Диокл Каристский, афинский врач и современник Аристотеля, предупреждал: “Каждое утро следует протирать десны и зубы голыми пальцами, потом растирать внутри и снаружи на зубах мяту, чтобы удалить таким образом оставшиеся кусочки пищи”. Гигиена вообще и оральная гигиена в частности занимала значительное место в жизни римлян. Ее необходимость отстаивал римский лекарь Цельсий. Сохранился рецепт для удаления и предупреждения образования “черных пятен на зубах”: чистить зубы смесью измельченных розовых лепестков, дубильного ореха и мирра, после чего полоскать рот молодым вином. Широко использовались порошки для чистки зубов с большим количеством компонентов. Входившие в их состав в качестве основы кость, яичная скорлупа, раковины устриц сжигались, тщательно измельчались, иногда смешивались с медом. Вяжущими компонентами были мирр, селитра, оказывавшие одновременно укрепляющее действие на десны и зубы. Упоминалось вещество “нитрум” – вероятно, карбонат натрия или калия. Большинство компонентов добавлялись в порошки из суеверных соображений или просто из фантазии изготовителя. Гостям, приглашенным на обед, раздавали не только ложки и ножи, но и богато украшенные металлические зубочистки, часто изготовленные из золота, которые гости даже могли забирать с собой домой. Пользоваться зубочисткой надлежало при каждой перемене блюд. У древних греков и римлян зубочистки изготавливались из дерева, бронзы, серебра, золота, слоновой кости и гусиного пера в виде тонких палочек, часто смонтированных вместе с ушной ложкой и ногтечисткой.

Эпоха раннего средневековья принесла первые свидетельства о профессиональном очищении полости рта: грек Павел Эгинский (605-690 гг.) предложил удалять зубные камни при помощи долота или других инструментов. Он же писал о необходимости соблюдения гигиены полости рта, в частности чистки зубов после еды, подчеркивая, что разная пища, прилипая к зубам, оставляет налет. Профилактика заболеваний полости рта занимала арабских врачевателей. Врач западного халифата, лекарь эмира Хакарна II, автор трактата Аль-Тасриф (Метод), ставшего энциклопедией медицины и хирургии, Абуль Касим (абу-аль-Касим Халат ибн-Аббас аль-Захрави), известный на Западе под именем Альбукасис (1050-1122), писал: “Иногда на поверхности зубов как снаружи, так и с внутренней стороны, а также под деснами образуются значительные зубные отложения, имеющие уродливый внешний вид, черные, зеленые или желтые по цвету. Эти отложения достигают десен, и зубы со временем обнажаются. Вам необходимо уложить голову пациента на колени и очистить зубы, на которых имеются отложения, пока зубы не станут соответствующего цвета, а не черного, желтого, зеленого. Если достаточно одного очищения, то это прекрасно, однако если зубы полностью не очищены после одного посещения, то необходимо сделать это и на второй, и на третий, и на четвертый день, до тех пор, пока желаемая цель не будет достигнута”. Этот же лекарь изготовил специальную металлическую скобу для удаления зубного камня. О важности сохранения зубов в чистоте писал Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980-1037). Для очистки зубов он предлагал использовать морскую пенку, сожженные рога оленя, соль, растертые в порошок и сожженные панцири улитки.

В арабский мир понятие гигиены полости рта ввел еще пророк Магомет (родился в Мекке в 570 г. до н. э.), представив ее в мусульманскую религию. Ислам учил соблюдению чистоты не только ума, но и тела. Среди прочих требований Коран предполагает полоскание полости рта перед молитвой трижды (то есть 15 раз в день). Пророк также рекомендовал чистить зубы прутиками дерева Salvadora persica, чья древесина содержала бикарбонат натрия и дубильную кислоту, оказывающую благотворное влияние на десны. Прутик вымачивался в чистой воде около 24 ч до тех пор, пока не начинали отделяться волокна. Кора снималась, обнажив твердое волокно, которое было довольно гибким и легко расщеплялось. С пророком Магометом связано еще много традиций, относящихся к гигиене полости рта. Например снятие зубных отложений в межзубных пространствах, пальцевой массаж десен. Многие правила гигиены, предложенные Магометом, существуют в наше время и известны из работ мусульманского теолога прошлого века ибн-Абдина: “Зубы следует чистить естественной щеткой в случае, если: 1) они стали желтыми; 2) если изменился запах изо рта; 3) после того, как вы встали с постели; 4) перед молитвой; 5) перед омовением”. С религиозными верованиями гигиена полости рта оказалась связанной и у индусов. Священная книга Веды содержала систему индийской медицины, названной “наука жизни” (материалы, в них gредставленные, относятся к первой половине I тысячелетия). Медицинские и религиозные верования оказались важной причиной, сконцентрировавшей внимание индусов на их зубах. Рот рассматривался как ворота в тело, поэтому он должен был сохраняться абсолютно чистым. Брамины (священники) чистили зубы во время наблюдения за восходом солнца, молясь при этом и призывая Бога благословить их семьи. В древних книгах призывали к надлежащему поведению и ежедневному режиму, уделяя особое внимание чистоте рта и необходимости удаления зубных отложений, используя специальный инструмент с плоским заточенным алмазным концом. Индусы считали варварским применение зубных щеток из щетины животных. Их зубная щетка была сделана из веточек дерева, конец которого разделен на волокна. Деревья, из которых готовились такие прутья, были разнообразными, требовалось только, чтобы они были резкими по вкусу и обладали вяжущими свойствами. Ежедневный ритуал не ограничивался чисткой зубов. После регулярных очищений язык выскабливался специально предназначенными для этого инструментом, а тело натиралось ароматическими маслами. Наконец, рот ополаскивался смесью из трав и листьев. Более двух тысячелетий назад греческие врачи были знакомы с настоями трав индусов, устранявшими плохой запах изо рта. Даже Гиппократ описывал чистящее средство из порошка аниса, укропа и митры, замешанное на белом вине.

Жителей Японских островов с зубной щеткой и прутиком для чистки языка познакомили буддистские священники, чья религия требует очищения зубов и языка каждое утро перед молитвой. Японский “Кодекс самурая” предписывал всем воинам чистить зубы после еды размоченными веточками кустарников. В период Токугава (Эдо) (1603-1867) зубные щетки делали из прутьев ивы, разделяя их на тонкие волокна и специально обрабатывая. Щетки имели определенную длину и плоскую форму, так что могли использоваться в качестве скребка для языка. Зубные щетки для женщин были меньше размером и мягче, чтобы сохранить черную окраску их зубов (окрашивание женщинами зубов в черный цвет соответствовало древней традиции). Полирующая паста из смеси земли с солью, ароматизированная мускусом, применялась на смоченном водой кончике прутика (рис 1). Зубочистки, подобные современным, изготавливались вручную и продавались наряду со щетками и порошками, которые появились на рынке уже в 1634 г. Красочные витрины зазывали покупателей в специальные магазины, где продавались все предметы для ухода за зубами. К началу XIX века количество таких магазинов резко увеличилось. Только на улице, ведущей к главному храму Эдо, их было больше двухсот. Однако вернемся в средневековую Европу. В 1363 г. появился труд Ги де Шолиака (1300-1368) “Начала искусства хирургической медицины”, который в 1592 г. был переведен на французский язык и широко использовался практикующими врачами, став основной работой по хирургии того времени. В книге уделялось внимание дентиатрии. Автор разделял лечение зубов на два вида: универсальное и индивидуальное. К универсальному лечению Ги де Шолиак относил, в частности, соблюдение гигиены полости рта. Правила гигиены насчитывали 6 пунктов, один из которых предполагал мягкую чистку зубов смесью меда, жженой соли и небольшого количества уксуса. Преемник Шолиака Джованни до Виго (1460-1525), автор трактата “Полная практика в искусстве хирургии”, признавал, что здоровые зубы благотворно влияют на психическое и физическое здоровье человека. Для предотвращения разрушения зубов он назначал смеси из граната, дикой маслины и других растений для полосканий, рекомендовал регулярное удаление зубного камня. Итальянский врач Чиговани Арчоли (ум. в 1484 г.), широко пропагандировал описанные им 10 правил по уходу за зубами, в том числе после приема пищи. В XV веке в Англии брадобреи, промышлявшие одновременно хирургией, применяли для удаления зубного камня различные металлические инструменты и растворы на основе азотной кислоты (стоит заметить, что применение азотной кислоты в этих целях прекратили лишь в XVIII веке).

В 1530 г. в Лейпциге была опубликована первая книга, полностью посвященная стоматологии. Она была написана на немецком, а не на латинском языке, и адресована цирюльникам и хирургам. Книга называлась “Малая медицинская книга о всех видах заболеваний и немощей зубов” (Artzney Buchlein wider allerlei Krankeyten und Gebrechen der Tzeen). Она основывалась на трудах Галена, Авиценны и других арабских авторов, состояла из 44 страниц и в течение последующих 45 лет претерпела более 15 переизданий. В книге достаточно много внимания уделялось гигиене полости рта. Приблизительно через 15 лет хирург Вальтер Руфф опубликовал первую монографию по стоматологии для обывателей под названием “Полезные советы о том, как сохранить здоровыми и поддержать глаза и зрение, с дальнейшими инструкциями относительно сохранения свежести полости рта, зубов чистыми и десен твердыми”.

В английских источниках XVI века описаны различные средства для ухода за полостью рта, широко рекомендовалось протирание зубов пальцами и тканью, применение зубочисток. Зубочистки импортировались из Франции, Испании, Португалии, считались весьма модными и были включены в список предметов, необходимых для королевы. Об уважении к этим предметам гигиены свидетельствует благоговейное сообщение о том, что в 1570 году английская королева Елизавета получила в подарок шесть золотых зубочисток. Профессиональное удаление зубных отложений оставалось делом цирюльников. Цинтио д’Амато в своей изданной в 1632 г. книге “Новые и полезные методы для всех прилежных цирюльников” отмечал: “В основном это случается из-за паров, поднимающихся из желудка, вследствие чего на зубах образуются отложения, которые можно убрать грубой тканью, когда вы просыпаетась утром. Таким образом, следует скрести и чистить зубы каждое утро, потому что если кто-то не знает об этом или не считает важным, а зубы изменят цвет и покроются толстым слоем камня, это станет причиной их разрушения и выпадения. Поэтому необходимо, чтобы прилежный цирюльник удалял камни, о которых шла речь, специальным инструментом, предназначенным для этой цели”.

В XVII веке европейцы воодушевленно чистили зубы солью, которая позже сменилась мелом. Известно несказанное удивление сконструировавшего микроскоп голландца А. Левенгука (1632-1723 г.), обнаружившего микроорганизмы в налете на собственных зубах, “несмотря на то, что они регулярно чистились солью”.

Первое научно обоснованное изложение материала по гигиене полости рта принадлежит Пьеру Фошару, который в своем знаменитом труде “Хирург-стоматолог, или Трактат о зубах”, изданном в 1728 г., отвел этому вопросу целую главу. После выхода в свет упомянутого сочинения, доказавшего необходимость удаления зубных отложений, широкое распространение приобрели зубные щетки.

Первое упоминание о зубных щетках в европейской литературе относится к 1675 г. Есть мнение, что первым изготовителем зубных щеток была фирма Аддис (1780 г.) в Лондоне. Она использовала для этих целей натуральную щетину. В 1840 г. щетки стали изготавливать во Франции и Германии. С начала XIX века в Западной Европе и России широко использовались зубные порошки на меловой основе.

Первые зубные порошки изготавливали в аптеках по специальным рецептам, затем было налажено их промышленное производство. Основу этих порошков составляли мел и карбонат магния. В порошки добавлялись мелко растертые листья или плоды лекарственных растений (корицы, шалфея, фиалки и др.). Позднее эти добавки заменили различными эфирными маслами. Некоторое время для чистки зубов использовали так называемое “зубное мыло”, состоявшее из ядрового мыла, мела и отдушки (мятного масла), тщательно перемешанных между собой. Зубное мыло выпускалось в виде кусков и пластинок различной формы, упакованных в бумагу или картон. Оно было удобно в применении, но оказывало неблагоприятное влияние на ткани десны.

С конца XIX века мир стал переходить на зубные пасты в тюбиках. Пионером их выпуска стала компания “Colgate”. В большинстве стран мира они вошли в обиход в 30-х годах XX века и постепенно стали вытеснять зубные порошки, поскольку обладали бесспорными преимуществами – компактностью, портативностью, пластичностью, лучшими вкусовыми свойствами.

XX век стал периодом стремительного развития различных средств местной профилактики стоматологических заболеваний. Первая его половина ознаменовалась открытием противокариозной активности фтора, ставшего впоследствии основным компонентом многих средств стоматологической профилактики. Изучение процессов де- и реминерализации эмали зубов, биохимии и микробиологии зубных отложений, состава и функций микрофлоры полости рта в развитии стоматологических заболеваний стали основой рационального применения самых различных веществ в целях предупреждения развития кариеса зубов и болезней пародонта. Количество существующих ныне средств и предметов гигиены полости рта огромно и неуклонно увеличивается с каждым годом.